Муфта против парт-тайма: оффроуд-тест TANK 300

В прошлом материале мы разобрались с теорией работы двух самых популярных типов привода 4х4 – с подключением второй оси посредством многодисковой муфты (Torque-On-Demand*) и олдскульным жестким подключением (Part-Time**). Даже на бумаге сравнение на примере внедорожника TANK 300 весьма любопытно, но еще интереснее посмотреть, как машины с разными типами привода покажут себя в реальной жизни. ​

На парковке у дилерского центра понять, какую именно машину я забираю, непросто – визуально версии с разным приводом в версиях Premium и City Premium отличаются… да ничем! Тот же неокрашенный пластиковый обвес по кругу, одинаковый дорожный просвет, название версии нигде не фигурирует в виде какого-нибудь отличительного значка или шильдика. Даже шины на автомобилях стоят одинаковые. Но это как раз нам на руку, ведь разная резина способна радикально изменить восприятие машины. Мотор и коробка передач у обеих версий тоже одинаковые: двухлитровый двигатель с турбонаддувом отдачей 220 л.с. и 380 Нм в сочетании с восьмиступенчатым гидромеханическим ­автоматом. 

А вот в интерьере разница есть. Заглядываю в модного серого колера «городскую» модификацию: кнопки включения межколесных блокировок расположены в «нимбе» вокруг часов, а клавиши обогревов сидений пристроили у селектора коробки передач. У черного TANK 300 с парт-таймом все наоборот.

В принципе, такой расклад ожидаем. Ведь у привода Part-Time имеется традиционная, продиктованная конструктивом специфика. В поворотах передние колеса преодолевают большую дистанцию в сравнении с задними и в идеале должны вращаться быстрее, но в данном случае это технически невозможно межосевого дифференциала-то нет, ведь связь между осями жесткая. Поэтому разница в скорости может быть компенсирована только проскальзыванием покрышек относительно покрытия. Именно в этот момент возникают повышенные нагрузки на узлы трансмиссии. И именно поэтому на использование режима 4х4 наложены ограничения, прописанные в инструкции: «Для движения по обычным или скоростным дорогам сильно не рекомендуется использовать режимы 4H и 4L. В противном случае могут возникнуть такие проблемы, как аномальные шумы, сильный износ шин, повышенный расход топлива, повреждения трансмиссии».

Муфта против парт-тайма: оффроуд-тест TANK 300

У варианта с межосевой муфтой этих ограничений нет. Хотя при равномерном движении по асфальту у серого TANK на заднюю ось приходит до 97% крутящего момента, а на переднюю – 3%, в момент возникновения пробуксовки пропорция автоматически меняется в диапазоне 3:97 – 46:54. Это обеспечивает уверенное  движение на скользких покрытиях и в интенсивных разгонах. При этом привод с муфтой предлагает те же понижающую передачу и блокировки обоих межколесных дифференциалов, реализована и возможность настройки системы под тип дорожного покрытия. Что же происходит в реальности?

Муфта против парт-тайма: оффроуд-тест TANK 300

Шли машины по шоссе

На селекторе управления трансмиссией Part-Time черного TANK 300 три положения: 2H (задний привод), 4H (полный привод) и 4L ­(пониженный ряд). Основной рабочий на каждый день тут 2H, и на сухом асфальте, и на высоких скоростях автомобиль никак не напрягает заднеприводной спецификой. Плюсы в карму приносят и подвеска, сочетающая отличную плавность хода с энергоемкостью и при этом не раздражающая раскачкой, и точные реакции на руль. Все это несколько неожиданно для внедорожника массой 2230 кг с высоким центром тяжести и рамным кузовом, но справедливо для обеих версий TANK.

Муфта против парт-тайма: оффроуд-тест TANK 300

Переборщил со скоростью? Система стабилизации машины Part-Time без долгих раздумий пресечёт занос в начальной фазе, хотя это и будет сделано ценой потери тяги. По большому счету особенности парт-тайма становятся очевидны лишь при максимально интенсивном наборе скорости на скользком покрытии, когда электроника начинает «поддушивать» мотор ради сохранения курса, отчего темп разгона падает. 

В такой ситуации, конечно же, хочется перевести раздаточную коробку в 4H и задействовать все колеса. Так набор скорости происходит быстрее, но, как мы помним, полным приводом можно пользоваться до 80 км/ч. Кроме того, есть существенный нюанс: в режиме 4H на TANK с Part-Time по умолчанию отодвигается порог срабатывания системы стабилизации и трекшн-контроля, на что указывает пиктограмма на приборной панели, какую бы из предустановок вы ни выбрали. Без поддержки электроники внедорожник скользит наружу поворота передней осью, а в следующей фазе может и закинуть корму, хотя при больших углах заноса система стабилизации все же вмешается в управление. Возможно, все это и добавляет веселья тем, кто любит проходить виражи, балансируя между сносом передка и заносом, но в обычной жизни такие эксперименты мало кому интересны. Одним словом, полный привод тут не для быстрой езды по льду и снегу.

У «Тэнка» с муфтой в принципе нет режима 2H, шайбой можно включить только режим автоматического полного привода AWD и понижающую передачу с заблокированной муфтой в 4L. Система стабилизации активирована тут по умолчанию и отключается либо кнопкой (точнее, смещается порог ее срабатывания), либо при переходе на пониженный ряд трансмиссии.

Муфта против парт-тайма: оффроуд-тест TANK 300

Повторяем на серой машине заезд на сухом асфальте бодрый старт, и TANK фактически копирует темп разгона до сотни машины с парт-таймом. А вот разгон «по мокрому» воспринимается иначе. Автоматическое подключение передней оси по умолчанию означает, что электронике гораздо реже требуется одергивать внедорожник, дабы «наставить его на курс истинный». Водителю не нужно выбирать что лучше: задний привод со страхующей электроникой или полный без нее, но с лимитом в 80 км/ч. Просто дал газу и поехал! 

Чтобы не заскучать на машине с муфтой, можно поиграться экономичной и спортивной калибровками. А еще можно отключить систему стабилизации, принудительно выбрать нужную передачу в ручном режиме, и тогда появится шанс эффектно раздать боком по дуге. В этом сценарии особенно чувствуется разница в характере управляемости машины с муфтой: сначала под тягой происходит срыв задних колес, но уже спустя секунду момент уходит на передние, и TANK готов порадовать искушенного водителя боковым скольжением.

Муфта против парт-тайма: оффроуд-тест TANK 300

В общем, управляться с серым внедорожником на высокой скорости и скользком покрытии все же проще. А как дела обстоят на бездорожье? 

Муфта против парт-тайма: оффроуд-тест TANK 300

Прятались в канавке

Алгоритмы работы полного привода в 4L разные. Обе машины дают возможность блокировать в этом режиме дифференциалы. Но версия с Torque-On-Demand в 4L деактивирует интеллектуальные программы (Снег, Грязь, Песок), а у внедорожника с Part-Time вспомогательные режимы (Стандартный, Камни, Снег, Глина, Горная дорога, Неровная дорога) вступают в игру именно после включения понижайки. Интересно, как все это скажется в грязи? 

Свою специфику в Torque-On-Demand мы тоже нащупали. Серый TANK не очень любит зависать посередине крутого подъема в автоматическом режиме: после остановки муфта размыкается, а на блокировку все же требуется несколько миллисекунд, в которые машина допускает пробуксовку задних колес. Внедорожные режимы заставляют муфту замыкаться раньше, однако немедленного полного включения ни один из них не обеспечивает, отсюда и пробуксовка. Впрочем, эта особенность сказывается только на совсем бедовых участках, перед которыми разумный водитель и так включит 4L и превентивно жестко заблокирует муфту. 

Муфта против парт-тайма: оффроуд-тест TANK 300

Так что имеет смысл взвесить все «за» и «против», в том числе – исходя из цены и оборудования. Не очень нужна блокировка переднего дифференциала? Можно присмотреться к версиям Adventure и City Adventure. Если хочется машину, упакованную по полной программе, то у «городской» модификации есть козырь: только версию в топовой комплектации City Premium за 4 799 000 руб оснащают ассистентами движения в пробке и предотвращения столкновений при проезде перекрестков. Ну и приятные бонусы беспроводная зарядка, все стеклоподъемники с автоматическим режимом и зеркало заднего вида с автоматическим затемнением. 

Муфта против парт-тайма: оффроуд-тест TANK 300

*Торк-он-диманд**Парт-тайм

Реклама. ООО «ХАВЕЙЛ МОТОР РУС». erid: 2Vfnxxb7je8

Источник: www.kolesa.ru